Хеджирование — это страхование рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.
Наиболее часто встречающийся вид хеджирования —
хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов
было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары.
Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках
именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй
половины 20 века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в
некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для
снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает
не снятие рисков, а их оптимизация.
Механизм хеджирования заключается в балансировании
обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и
противоположных по направлению на фьючерсном рынке.
Помимо операций с фьючерсами операциями
хеджирования могут считаться и операции с другими срочными
инструментами: форвардными контрактами и опционами. Продажа опциона
согласно нормам МСФО не может признаваться операцией хеджирования.
Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли.
Различают хеджирование покупкой и продажей.
Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с
приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от
возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж
продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке
реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в
будущем осуществляется продажа срочных инструментов.
|